Что такое свадебное платье?

Что такое свадебное платье или свадебный наряд?

История свадебного платья насчитывает тысячелетия и в разных источниках описание его разное. Считается, что ранее оно было именно венчальным платьем и, прежде всего, носило сакральный (религиозный) оттенок и предполагало особое, праздничное одеяние для вступающих в брак.
Так же как и в современном мире, сотни и даже тысячи лет назад молодые девушки  тщательно готовились к обряду связанному с зарождением новой семьи - к вступлению в брак. Еще задолго до свадьбы, будучи маленькими девочками, они готовили себе приданное, шили свадебные платья кто из простой материи, кто из дорогой парчи, расшивали их бисером, ракушками, жемчугом или золотом, в зависимости от происхождения, социального статуса невесты и обычаев ее предков. Стоит заметить, что свадьба для многих становилась практически центральным событием жизни, наряду с рождением и смертью, поэтому не удивительно, что подвенечное платье готовилось или выбиралось с такой тщательностью и любовью.

Еще в Древней Греции девушки на свадьбу надевали длинное свадебное платье "пеплос" из легкой материи, скрепленное на плечах застежками. На голову невесты возлагали лавровый венок - символ целомудрия, или покрывало цвета солнца. Их наряды были традиционно белого цвета, что символизировало чистоту, радость и молодость. В одежде ценилась, прежде всего, простота и гармония.
И сейчас традиционным для невесты считается белое свадебное платье. Белый цвет в данном случае символизирует чистоту, невинность. Однако в Средние века в Европе, например, свадебное платье должно было быть красным, что характерно и для русского народного свадебного костюма тоже.

На Руси в крестьянской среде, а также среди части мещанства и купечества вплоть до начала XX в. сохранялась свадебная одежда на основе национального традиционного костюма. Обрядовая принадлежность свадебной одежды обусловила на длительное время устойчивое сохранение традиционных элементов ее кроя, цвета ткани, орнаментации и манеры ношения. В XIX — начале XX в. существовало большое количество вариантов русских крестьянских свадебных костюмов. Объяснялось это, конечно, прежде всего,  огромными просторами нашей страны. Да и что говорить про огромную Россию, если иногда в двух соседних сёлах женские наряды и головные уборы отличались друг от друга. Однако общие тенденции сохранялись. Невесту, также как и жениха, одевали во все новое. Жених был в рубахе расшитой невестою, рубаха подпоясывалась поясом, также сотканным ею же. Женский русский свадебный комплекс одежды состоял из рубахи, поневы, передника, пояса или нескольких поясов, нагрудной одежды, головного убора, чулок, обуви и украшений. Наиболее предпочтительными украшениями для подвенечного убора считались жемчуг и белые камни, т.е. хрусталь, а вот бриллианты считались женскими камнями (камнями замужней женщины) и были неприемлемы в свадебном наряде девушки.
Как правило, повсеместно женский свадебный костюм дополнялся фатой или платком. О платке можно сказать, что он был обязательной частью русского костюма, и широко использовался в свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как домашнего, так и фабричного изготовления. Богатым невестам иной раз готовили несколько золотошвейных платков. Что касается фаты, то это, пожалуй, самый древний элемент подвенечного платья, дошедший до наших дней. Идея фаты пришла с наступлением христианской эры, таким образом, этому аксессуару уже 2000 лет! Конкретная форма и фасон фаты варьировались в зависимости от эпохи и местности, но ее смысл, как символа целомудрия и непорочности невесты, во все века оставался неизменным. В Средние века фата делалась из шелка и стоила очень дорого.
Но вернемся к женскому подвенечному платью, как уже отмечалось, предпочтительный цвет свадебного платья был красный, но в Европе популярными цветами в средних веках считались наряду с красным также голубой и серый. Белый, хотя и олицетворял девственную чистоту невесты, считался крайне непрактичным и часто заменялся голубым, который был символом непорочной Девы Марии.
Родоначальницей современного свадебного наряда принято считать королеву Викторию.
В 1840 году королева Виктория вышла замуж за принца Альберта, навсегда изменив представления европейцев о свадебном наряде. Дамы из высшего света отдали свои сердца ослепительному белому платью, выражая тем самым верноподданические чувства Ее Величеству. Кстати, в те времена белый цвет ассоциировался не столько с непорочностью невесты, сколько с богатством. Ведь экстравагантный белый наряд можно было одеть всего лишь раз в жизни, а это означало, что дама может себе позволить приобрести роскошное платье, которое она не сможет больше использовать ни в каких других обстоятельствах.
Так однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал каноничным. Поскольку одно из непременных качеств наряда для бракосочетания - его старомодность и традиционность. Невеста в своем подвенечном уборе должна не выглядеть героиней своего времени, а выглядеть немного старомодно, соответствуя вкусам предыдущего поколения, к которому принадлежат родители ее будущего мужа. Быть старомодной, традиционной, добропорядочной и ассоциироваться с эпохой отцов - это важный психологический момент, учитывающийся в подвенечном уборе. Именно поэтому столь малое число невест предпочитаю экстравагантный свадебный наряд. Большинство девушек не желают отходить от традиций, выбирая неизменно белое платье и украшая свою голову венком из цветов и фаты. Быть традиционной и  в тоже самое время неповторимой, большое искусство. Почувствовать себя хоть на один день принцессой из сказки, белым лебедем, сказочной феей так важно для женщины, ведь свадьба для нее - это переход к новой жизни к зарождению новой семьи, дающей начало новому поколению людей. А ведь именно это так ценили наши предки.

Яндекс.Метрика
© 2007-2018 Studio4U.ru